История
В 1884 году футбольный клуб «Эвертон», с помощью своего благодетеля бизнесмена-пивовара Джона Хоулдинга арендовал участок земли в районе Энфилд Роуд у друга Хоулдинга Джона Оррелла, совсем рядом со Стэнли Парком — местом, где команда играла до этого. Открытие сооружения, точнее, поляны, которая пока что мало чем напоминала стадион в современном представлении, состоялось 28 сентября, когда «Эвертон» разгромил «Эрлстаун» со счетом 5:0.
Вскоре стадион обзавелся трибуной на 8 тысяч мест, при этом на играх присутствовало до 20 000 зрителей, просто обступавших поле.
Выкупивший в 1891 году землю под «Энфилдом» Хоулдинг резко повысил арендную плату для «Эвертона» — со 100 фунтов ежегодно до 250, что в итоге вынудило «ирисок» искать себе новый дом, который они нашли на другом краю Стэнли Парка – Гудисоне. Хоулдинг же остался со стадионом, но без клуба. Но ненадолго – 15 марта 1892 года был образован «Ливерпуль».
Первый матч на «Энфилде» новая команда провела 1 сентября того же года против «Ротерхэм Таун» и добилась более чем убедительной победы — 7:1.
Поначалу болельщики не сильно баловали вниманием «Ливерпуль», отдавая предпочтение старому доброму «Эвертону». Тем не менее, уже в 1895 году была открыта новая трибуна на три тысячи мест — Мэйн Стэнд. В своем почти первозданном виде, пережив несколько модернизаций, она просуществовала вплоть до 1973 года.
Ещё одна трибуна, непосредственно соприкасавшаяся с Энфилд Роуд, была открыта в 1903 году. При её строительстве уже были использованы металлические конструкции. А в 1906- м появилась самая знаменитая трибуна Англии — Коп. Поначалу ее хотели назвать в честь улицы Уолтон Брэйк Роуд, но местный журналист Эрнест Эдвардс предложил увековечить намять ливерпульского полка, который за шесть лет до этого понёс громадные потери в сражении с бурами у холма Спион-Коп в ходе Англо-бурской войны. Тогда же была построена еще одна трибуна вдоль Кемлин Роуд.
После появления Копа стадион не трогали вплоть до 1928 года, когда были проведены очередные громадные работы. В частности. Коп, который представлял собой трибуну со стоячими местами, так называемую террасу, стал вмещать 30 тысяч человек и обзавелся крышей.
Рекорд посещаемости стадиона был установлен 2 февраля 1952 года. На матче Кубка Англии между «Ливерпулем» и «Вулверхэмптоном» присутствовали 61 905 зрителей.
30 октября 1957 года на «Энфилде» впервые было зажжено электрическое освещение. В этот день «Ливерпуль» сыграл с «Эвертоном» в честь 75-летия местной Футбольной Ассоциации и победил со счетом 3:2. В 1963 году трибуна Кемлин Роуд была заменена консольной конструкцией на 6 700 мест.
С чемпионатом мира-1966 у «Энфилда» не срослось, матчи принимал другой ливерпульский стадион — «Гудисон Парк».
В 1973 году ни месте устаревшего Мэйн Стэнд появилась новая трибуна, которую 10 марта открыл представитель королевской семьи герцог Кентский.
Сидячие места на стадионе появились в начале 1980-х – частично на трибуне Мэйн Стенд и на Энфилд Роуд.
В 1992-м над Кемлин Роуд, который переименовали в Сентенари Стэнд (т.е. Трибуна столетия), вырос второй ярус, строительство которого обошлось в 10 млн. фунтов. Там расположились ложа прессы и ложа ВИП, а также бары и ресторан.
В этот период все стадионы Англии переживали громадные изменения. После трагедии на «Хиллсборо» (15 апреля 1989 года) всем английским и шотландским клубам в обязательном порядке было необходимо избавиться от террас, оборудовать трибуны исключительно сидячими местами и провести прочие работы для обеспечения безопасности зрителей. Разумеется, это требование в первую очередь коснулось легендарного Копа. В мае 1994 года «Ливерпуль» в последний раз сыграл перед старым Копом, на месте которого в скором времени появилась современная трибуна, оборудованная на 12 390 сидячих мест, что почти втрое меньше, чем Коп вмещал раньше.
В 1996 году на «Энфилде» состоялось четыре поединка Чемпионата Европы.
Матчи Евро-1996:
- 11.06.1996, группа «С», Италия – Россия – 2:1, 35 120 зрителей
- 14.06.1996, группа «С», Чехия – Италия – 2:1, 37 320 зрителей
- 19.06.1996, группа «С», Россия – Чехия – 3:3, 21 128 зрителей
- 22.06.1996, 1/4 финала, Франция – Нидерланды – 0:0, по пенальти – 5:4, 34 465 зрителей
Трибуна Энфилд Роуд была обновлена в 1998 году – теперь она стала двухъярусной. После этой реконструкции вместимость стадиона составляла около 45 000 зрителей.
В начале XXI века был разработан проект строительства нового стадиона «Ливерпуля» в Стэнли Парке. Но к счастью для «Энфилда» после смены владельцев клуба в 2010 году, от этих планов отказались и решили расширять существующий стадион.
В 2014-2016 гг. были достроены второй и третий ярусы на Мэйн Стэнд, что позволило увеличить вместимость стадиона до 53 тысяч мест. Стоимость работ составила около 260 млн. фунтов.
В 2017 году Сентенари Стэнд переименовали в честь одного из величайших игроков в истории «Ливерпуля» Кенни Далглиша.
В 2021-2024 гг. была проведена реконструкция трибуны Энфилд Роуд, которая довела общую вместимость арены до более чем 61000 зрителей.
Структура
Состоит «Энфилд» из четырех отдельных уже упоминавшихся выше трибун:
- Мэйн Стэнд – трехъярусная на более чем 20 000 мест.
- Кенни Далглиш Стэнд – двухъярусная на 11 762 места.
- Энфилд Роуд – двухъярусная, около 17 000 мест, на ней расположен сектор для гостевых болельщиков.
- Коп – одноярусная фанатская трибуна на 12 409 мест.
На выходе из тоннеля, ведущего на поле, висит табличка This is Anfield, которая впервые появилась еще в 1974 году и должна была устрашать соперников «Ливерпуля».
Возле стадиона установлены статуи двух наиболее легендарных тренеров в истории «Ливерпуля» — Билла Шенкли и Боба Пейсли, а также есть и ворота, ведущие на трибуны и названные в их честь. На Воротах Шенкли красуется надпись You’ll never walk alone – слова из песни, ставшей гимном клуба.
Рядом с этими же воротами расположен и мемориал 97 жертвам трагедии на «Хиллсборо».
А You’ll never walk alone и правда завораживает:
Местоположение и транспорт
Расположен «Энфилд» в трех километрах от центра «Ливерпуля». Ближайшие к нему железнодорожные станции – Киркдейл (1,6 км от стадиона) и Лайм Стрит (3 км). Добраться до арены можно общественным транспортом – автобусами №№ 17, 26, 27, 917.